УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КУРС-МАРАФОН "ИНСТРУМЕНТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ"

2. Система работы руководителя

2.1. Управление: определение, парадигмы, уровни

Этот модуль рассказывает об управленческих подходах в организации и месте управления людьми


Управление - это неотъемлемая функция любой организации. Это штурвал, который направляет корабль сквозь океан из пункта "А" в пункт "Б".

Любая организация находится в изменяющейся среде, требующей регулярной оценки исходного состояния - стартовой точки, и определения состояния к которому важно прийти.

"Каждое утро в Африке просыпается газель. Она должна бежать быстрее льва, иначе погибнет. Каждое утро в Африке просыпается лев. Он должен бежать быстрее газели, иначе умрет от голода. Не важно, кто ты, газель или лев. Когда встает солнце – нужно бежать"


Томас Фридман

журналист, трёхкратный лауреат Пулитцеровской премии

От исходной точки к желаемому состоянию организации можно попасть разными траекториями.

Прямая - идеальная траектория, которая подразумевает понимание цели и самого эффективного способа её достижения. Задача управления - определить и закрепить лучшую практику, масштабировать и использовать её в дальнейшем.

Ближайшая кривая - траектория, кривизна которой может колебаться. В целом идет достижение цели, но есть неэффективность. Здесь задача управления скорректировать отклонение и вернуть траекторию как можно ближе к Прямой.

Амплитудная кривая - сильное отклонение, которое может выйти за рамки допустимого, привести к значительной потере ресурсов, поставить под угрозу планы и существование организации. В этом случае, задача управления обнаружить отклонение и минимизировать ущерб, постараться вернуть траекторию к Ближайшей кривой, а в идеале - к Прямой.
Чаще всего, управление работает со средней траекторией - Ближайшей кривой - повышает эффективность достижение желаемого результата. Более подробно о прикладном применении теории в следующих модулях.
Управление - это совокупность принципов, методов и инструментов, направленных на достижение результата и повышение эффективности деятельности организации, функции, подразделения и отдельно взятого сотрудника
В теории управления есть различные подходы достижении результата. Каждая концепция управления основана на своих принципах и ключевых методах достижения желаемого. При этом, все подходы можно разделить на две принципиально отличающиеся парадигмы управления:
Директивное управление — предполагает постоянное непосредственное участие руководителя во всех функциях управления: планирование; управление людьми, согласование сроков, результатов, ресурсов; контроль исполнения и так далее. Эту парадигма управления еще называют "лидерской", т.к. руководитель проявляет лидерство в управлении и ведет организацию или подразделение к результату.

Регулятивное управление — управление через правила, когда на уровне организации или группы подразделений, заранее сформулированы правила и стандарты работы, в том числе с отклонениями и рисками. Руководитель в данной парадигме является новатором, в тех случаях, когда разработанные регламенты требуют совершенствования или произошло отклонение, которое ранее не было предусмотрено. У регулятивной парадигмы тоже есть синоним "процессное" управление, т.к. правила описывают входной и выходной результат, а также как проводить эту трансформацию.

Обе парадигмы имеют свои преимущества и недостатки, и их эффективность зависит от таких факторов как:

  • Уровень изменчивости и неопределенности внешней и внутренней среды
  • Масштаб организации
  • Уровень зрелости организации

Директивная парадигма эффективна в условиях неопределенности и изменчивости, т.к. руководитель лидирует ситуацию и быстро может адаптировать работу своего подразделения под изменившиеся цели и условия. Еще директивное управление эффективно в небольших и средних по численности организациях, а также при низкой зрелости организации, когда она только создана или проходит стадию трансформации. Слабость директивного управления в высокой зависимости организации от конкретных людей - ротация руководителя, увольнение, командировка, отпуск, болезнь и так далее, часто снижают ритм достижения результата.

Регулятивная парадигма хороша, когда уровень зрелости организации прошел начальные уровни, ключевые процессы устоялись, и настало время повышения конкурентности на рынке, в том числе за счет эффективности внутреннего управления. Регулятивная парадигма освобождает организацию от рисков человеческого фактора, высвобождает управленческое время, сокращает системные затраты. Основная слабость регулятивного управления - это инертность изменений и постоянный риск бюрократизации, то есть попытки введения излишнего регулирования.

Уровни управления в организации:
Деятельность любой организации определяется принятыми управленческими решениями. Масштаб этих решений определяет уровень управления. Чем крупнее организация, тем чётче разделены уровни, и напротив, в небольших организациях разноуровневые управленческие решения могут приниматься одним руководителем.
Стратегическое управление, или стратегический уровень, отвечает за достижение долгосрочных целей через управление имеющимися ресурсами: финансы, материальные ресурсы, люди и их компетенции, и организационно-информационные ресурсы (системы, технологии, информация и т.д.).

Функциональный уровень, его иногда называют "тактическим", отвечает за оптимальное использование ресурсов, чтобы обеспечить достижение стратегической цели. Здесь выстраивается нужная функция, для оптимального достижения цели, состоящая как из отдельных проектов, так и регулярных процессов. Именно на этом уровне управления могут появляться противоречия планов и реальности, о которых говорят "краткосрочные цели - враг долгосрочных".
Операционный уровень управления регулирует непосредственное исполнение управленческих решений организации. Именно операционное управление призвано решать конкретные задачи на местах, изо дня в день исполнять стратегию, обеспечивать работу процессов, поддерживать стабильное качество выпускаемого подразделением продукта, работать с людьми, с их мотивацией, компетенцией и личными качествами.
Операционное управление - фундамент управленческой пирамиды, а основа операционного управления - люди. Именно люди воплощают в реальность самые амбициозные корпоративные цели.
"Пирамида" управления может воплощаться как в парадигме директивного, так и регулятивного управления. В первом случае организация будет полагаться на лидерство руководителей, во втором - на выверенные правила. При этом, обе парадигмы подразумевают управление людьми.
В управлении людьми сложно придерживаться одной парадигмы, поэтому эффективность управления растет, когда руководитель гибко применяет оба подхода, в зависимости от обстоятельств, в которых работает его подразделение. Например, если окружающая среда резко изменилась, то лидерству в управлении нет равных, если все стабильно, то эффективней сосредоточится на правилах - предсказуемых процессах, которые просты и понятны для подчиненных. Более подробно об этом, с следующих модулях.
Вероятно, со временем, деятельность всех организаций будет полностью автоматизирована, а там, где без людей не обойтись, управлением будет заниматься искусственный интеллект.

Пока это время не наступило, и в ожидании будущего, эффективность бизнеса и организаций всё еще остается в руках персонала, людей, которые делают бизнес и которыми нужно управлять.
ЕСЛИ КРАТКО
Управление: определение, парадигмы, уровни
1
Основная задача управления - эффективно достигать целей, через разные подходы, методы и инструменты.
2
Есть две парадигмы управления: директивная с фокусом на лидерство, и регулятивная с фокусом на правила.
3
Управление делится на уровни: стратегический - управление ресурсами, функциональный - управление процессами, операционный - управление исполнением.
4
На любом уровне, в любой парадигме, управление организацией базируется на управлении людьми.
5
Руководитель, гибко применяющий парадигмы управления добивается лучших результатов.